Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) определяет, что изучение предметной области «Русский язык и литература» должно обеспечить сформированность целой группы УУД ( в том числе для обучающихся с особенностями развития), которые помогут выпускникам изучить язык как знаковую систему, лежащую в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации.
ФГОС СОО предусматривает в 10-11 классах изучение учебного предмета «Русский язык» на базовом или углубленном уровне. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык» на углублённом уровне включают требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражают:
-
1) сформированность представлений о лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания; -
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
-
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
-
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-
6) владение различными приемами редактирования текстов;
-
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности
Разрабатывая рабочую программу по русскому языку для углублённого изучения русского языка в 10-11 классе, я пользовалась рекомендациями РИРО, размещёнными на сайте института в разделе «Образовательные стандарты», Положением по составлению рабочих программ учебных предметов в МБОУ "Спасская СОШ". Согласно этому положению в моей программе три основных раздела: Планируемые результаты, Содержание учебного предмета, Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
В разделе «Планируемые результаты» мной сформулированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) и предметные (на базовом и углублённом уровне) результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах. (Приложение 2) В качестве примера приведу фрагмент раздела :
Выпускник на углублённом уровне научится:
-
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
-
комментировать авторские высказывания на различные темы
-
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
-
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
-
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
-
оценивать стилистические ресурсы языка;
-
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
-
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
-
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
осуществлять речевой самоконтроль;
-
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
-
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
-
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
-
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
-
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
-
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
-
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
-
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
-
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
-
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
-
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
-
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.